Специфические проблемы, которые возникают при повреждении бетонных покрытий сооружений, предназначенных для хранения воды, рассмотрены в главе 4. Большинство изложенных там рекомендаций применимы и к покрытиям зданий.
Существует одно принципиальное различие, которое заключается в том, что у большинства зданий (за исключением многоэтажных гаражей) имеется теплоизоляция и пароизоляция. Это усложняет обнаружение и ликвидацию протечек.
Теплоизоляция обычно размещается: а) ниже несущих плит; б) непосредственно над несущими плитами ниже гидроизоляционного слоя; в) по несущим плитам и над гидроизоляционным слоем.
По мнению автора, теплоизоляция не должна быть подвержена воздействию проникающей влаги, в противном случае она должна быть водонепроницаемой. В случае «б», когда теплоизоляция намокнет, ее практически невозможно высушить. Работы в этом направлении были «выполнены Научно-исследовательской строительной станцией в Гарстоне и результаты были опубликованы. Несмотря на серьезные недостатки при таком размещении теплоизоляции, этот случай наиболее широко используется о Великобритании. Случай «в», известный как «перевернутая кровля», широко используется в европейских странах. В этом случае теплоизоляция должна быть водонепроницаемой. Недостатком такого расположения является необходимость удаления части теплоизоляционного слоя при любом повреждении и ремонте гидроизоляции.
Материалы, используемые для гидроизоляции кровель, разделяются на два вида: рулонные материалы и укладываемые по месту покрытия и стяжки. К рулонным материалам относятся рубероид, синтетические резины и поливинилхлорид. Укладываемые по месту материалы — асфальтовая мастика и широкая гамма покрытии на основе дегтя, битума и органических полимеров. При использовании асфальтовой мастики гидроизоляционный слой укладывают по бетонным плитам так, чтобы он не имел сцепления с бетоном. Для других укладываемых по месту материалов обычно допускается их сцепление с бетонным основанием, поскольку их слон значительно тоньше, чем у асфальтовой мастики. Минимальная толщина, рекомендуемая нормами СР 144 (часть 2 «Кровельные покрытия — асфальтовая мастика»), составляет 20 мм для плоских кровель и 25 мм для поверхностей, по которым разрешается ходить. Битумные материалы и органические полимеры, включая увлажняемые несущие поверхности, редко имеют толщину более 2 мм.
Укладка рулонных материалов может производиться с полным сцеплением, частичным сцеплением и без сцепления. Первоначально рулонные материалы, укладываемые без сцепления, применяли преимущественно в европейских странах, где в основном используется поливинилхлорид. Таким образом, конструкция плоской кровли достаточно сложна. Это связано еще и с тем, что между бетонным основанием и теплоизоляцией, на которую влага может оказывать неблагоприятное влияние, необходимо устраивать пароизоляцию.
Все сказанное следует учитывать при выявлении протечек через плиты покрытия, принимая во внимание, что восстановительные работы при этом достаточно сложны и дорогостоящи. При выявлении причин протечек необходимо хорошее понимание принципов работы строительных конструкций, а также наличие архитектурных чертежей. Увлажнение наружной стены вблизи нижней поверхности настила кровли может быть обусловлено, дефектами в кровельном покрытии или неправильным проектированием парапета. Полезные сведения по этому вопросу можно найти в информационной подборке журнала для архитекторов.
Плоские железобетонные кровли в Великобритании подвергаются большим температурным перепадам, которые в некоторой степени зависят от цвета поверхности и достигают Б5°С (от —5 до +50°С). Для несущих плит этот перепад существенно снижается благодаря применению теплоизоляционного слоя по верху плиты. Когда гидроизоляция расположена выше теплоизоляции, она также подвержена такому температурному перепаду. При размещении ниже теплоизоляции гидроизоляционный слой защищен не только от перепадов температуры, но и от действия ультрафиолетовых лучей.
Плиты покрытия многоэтажных гаражей обычно не нуждаются в теплоизоляции и в большинстве случаев используются как стоянки для автомобилей. Некоторые проектировщики не предусматривают гидроизоляционный слой и полагаются на водостойкость железобетонных плит. Как правило, результаты бывают плачевными, когда вода просачивается через волосные трещины и отдельные зоны пористого бетона. Просачивающаяся с нижней поверхности плит вода содержит большое количество щелочей и повреждает окраску автомобилей. При этом легко обнаруживаются дефекты, однако ремонт затруднен.
Главное, что необходимо учитывать при проведении восстановительных работ — это обеспечение свободы температурных деформаций плит при указанном перепаде температур.
Автор считает нецесообразным проводить ремонт с помощью жестких материалов. Когда плоская железобетонная кровля используется для стоянки автомобилей, это также следует учитывать при выборе метода и материалов для восстановительных работ. Если не создать сплошного гидроизоляционного слоя, надежно защищенного от повреждений, то восстановительные работы не дадут желаемого эффекта. Различным методам и оборудованию, применяемым при восстановительных работах, можно было бы посвятить целую главу, но даже в этом случае нельзя рассмотреть все возможные ситуации. Как уже не раз упоминалось в этой книге, существенное значение имеет тщательная подготовка бетонного основания, включая удаление грязи и каменной крошки из трещин после их обработки и околки поверхности. Материалы, применяемые в ремонтно-восстановительных работах, должны быть упругими и хорошо сцепляться с влажным бетоном.
На рис. 3.9 показаны укладка и закрепление при помощи адгезива листового полиизобутилена на поверхность железобетонной крыши, а на рис. 3.10 — укладка листового поливинилхлорида без адгезива.