В настоящей книге рассмотрены вопросы ремонта конструкций зданий и инженерных сооружений. Между зданиями и инженерными сооружениями не существует четкого разграничения.
Число обычных зданий значительно превышает число инженерных сооружений. Поэтому логично считать, что объем ремонтных работ для них будет больше. С другой стороны, внешние воздействия и условия эксплуатации для зданий значительно благоприятнее, чем для большинства инженерных сооружений.
Разрушения и повреждения железобетонных конструкций можно разделить на пять основных категорий.
1. Недостаточность несущей способности в связи с ошибками при проектировании и строительстве, а также из-за ударных 'воздействий, взрывов или увеличения полезных нагрузок сверх значений, предусмотренных в проекте.
2. Повреждения от пожара, которые проявляются в снижении прочности сооружения в целом, а также значительных интенсивных повреждениях отдельных железобетонных элементов (плит перекрытий, балок, колонн и т. п.).
3. Снижение прочности из-за низкого качества Сетона, недостаточной толщины защитного слоя или наличия хлоридов в бетоне.
4. Химическое воздействие на бетон и арматуру.
5. Механическое повреждение сооружения или его части, связанное с условиями эксплуатации, например истирание плит перекрытий в производственных зданиях, внутренних поверхностей силосов и бункеров для хранения крупнозернистых материалов.
В качестве первого шага при исследовании разрушения строительных конструкции необходимо установить его причину. В опасных ситуациях может потребоваться немедленная установка временных опор для предупреждения возможного обрушения.
К очевидным причинам аварийных ситуаций относятся пожар, взрыв, ударные воздействия и т. д. Однако в большинстве случаев для установления причин снижения прочности конструкций требуется детальное обследование. Кроме того, необходим определенный опыт для выбора способа восстановления, наиболее эффективного на длительный период времени и достаточно экономичного.
В этой главе приведены подробные рекомендации по восстановлению повреждений, относящихся к категориям 1, 2, 3 и 5. Повреждения категории 4 рассмотрены в главе 6.
Любое обследование необходимо проводить очень внимательно, поскольку правильность установления причин повреждения является определяющим фактором для выбора технически обоснованного и экономичного метода ремонта.