Основные требования
Для укладки листов В У и У В применяют железобетонные предварительно напряженные прогоны таврового сечения с желобками для крепления в них крепежных крюков. Прогоны укладывают по стропилам или фермам. На прогоне 5 (рис. 76) закрепляют ходовой мостик из досок 2 шириной 110, толщиной 40 и длиной 3500 мм.
Подготовительные работы включают обрезку углов в листах, сверление крепежных отверстий, установку в листах крепежных деталей.
При монтаже листов усиленного или унифицированного профиля работы ведут по способу горизонтальных захваток, в отличие от монтажа листов обыкновенного профиля, который выполняют способом горизонтальных или вертикальных захваток.
Отверстия в листах и конструктивных деталях сверлят ручными электрическими сверлильными машинами ИЭ-1038, используя цилиндрические сверла. Отверстия сверлят со стороны лицевой поверхности листа, пользуясь кондуктором (шаблоном), и располагают на гребнях волн по их осям. Отверстия должны быть перпендикулярны плоскости волнистого листа.
Распиливают листы и детали дисковыми электропилами ИЭ-5107А, разрезают ручными электрическими ножницами ИЭ-5405. Острые кромки в листах и конструктивных деталях опиливают рашпилем (50Х500 мм).
Все типы асбестоцементных листов укладывают с совмещением продольных кромок. В связи с этим в листах обрезают лишь углы. Унифицированные листы УВ-6-К и УВ-7.5-К длиной 1750 мм укладывают по прогонам по однопролетной схеме опирания, так как каждый лист кладут на два прогона с расстоянием между ними 1550 мм при том же уклоне ската. В горизонтальной проекции расстояние между осями прогонов будет 1500 мм. Усиленные листы длиной более 1750 мм укладывают на прогоны по двухпролетной схеме опирания. Каждый укороченный лист должен опираться на три прогона с пролетами по 1050 мм, удлиненный — по 1300 мм. В горизонтальной проекции расстояния между осями прогонов 1000 и 1250 мм.
Углы в листах обрезают (рис. 77), причем размер катета, откладываемого на волновой кромке листа, должен быть равен 167 мм, а катета на продольной кромке — 200 мм.
Чтобы удобнее было устанавливать и поворачивать крюки, диаметр отверстия сверлят на 2...4 мм больше диаметра крюка.
Перед началом монтажа асбестоцементных листов подготавливают основание, оборудование, инструмент и рабочие места кровельщиков. Основанием для асбестоцементных кровель служит обрешетка.
Осматривая обрешетку, кровельщик проверяет, нет ли прогибов, зыбкости обрешетки при ходьбе по ней. Затем измеряет сечения отдельных брусков, одновременно проверяя, нет ли брусков из бракованной древесины. Просветы допускаются только плавно нарастающие, не более одного на 1 м, шириной не более 5 мм. Замеченные дефекты исправляют. При большом прогибе, зыбкости основания или несовпадении брусков обрешетки с местами сопряжений листов смежных рядов прибивают дополнительные бруски; при больших просветах нашивают дополнительные планки. Для обеспечения более плотной укладки листов под бруски подкладывают уравнительные планки высотой 3 мм (под нечетные бруски в месте сопряжения листов) и высотой 5 мм (под карнизные бруски).
При проверке точности монтажа прогонов измеряют расстояние между их осями, которое должно равняться длине стандартного листа за вычетом нахлестки. Эта проверка необходима для того, чтобы сопряжения листов смежных рядов совпадали с предназначенными для этого полками прогонов. При несовпадении полок прогонов с сопряжениями листов дополнительно выравнивают ряды, подрезают листы, бетонируют полки прогонов и т. д.
Элемент для крепления асбестоцементных листов на прогоне состоит из стального крюка, уплотнительной шайбы из гидроизола, рядовой стальной шайбы, изогнутой по профилю гребня волны, гайки. Крепежный прибор собирают на одном волнистом листе; смежные листы не имеют общих креплений.
Последовательность укладки листов
Асбестоцементные листы УВ и ВУ укладывают как слева направо, так и справа налево. При выборе направления укладки учитывают, что открытая кромка продольных стыков в листах покрытия должна располагаться на подветренной стороне.
Листы укладывают параллельными рядами в направлении от одного фронтона к другому. Укладку начинают с карнизного ряда и заканчивают коньковым.
Кромки 1 листов ВУ и У В не рекомендуется свешивать за пределы основания фронтонного свеса более чем на 120 мм; кромка 2 должна быть обращена в сторону конька. При этих условиях листы ВУ используют только для покрытия крыш в направлении слева направо. Для укладки справа налево листы приходится поворачивать таким образом, чтобы первая кромка I свешивалась с основания фронтонного свеса, а вторая кромка 2 была направлена в сторону карниза.
В процессе укладки волнистых листов в покрытие третья накрываемая кромка 3 уложенного листа должна перекрываться первой накрывающей кромкой I смежного листа.
Если при устройстве кровли используют передвижной подъемный кран, его устанавливают на стропилах или фермах. Для перемещения крана в поперечном направлении служат металлические сборно-разборные инвентарные подставки с рельсовым путем, выполненным из секций длиной 3 м и массой не более 500 кг. Длину рельсового пути делают 21...24 м. Путь прокладывают от места задела на захватке до приемной площадки. Приемную площадку из дощатых щитов оборудуют за пределами рельсового пути.
Для подъема волнистых листов У В и ВУ служит строп с жесткими захватами, шарнирно закрепленными в П-образной проушине (рис. 78). Стропами захватывают лист с двух сторон, при этом их концы с эластичными наконечниками заводят с низу листа во впадины волн. Строповку листа выполняет один рабочий.
Поскольку листы усиленного и унифицированного профилей имеют значительную массу, их осаживают на нижеуложенный ряд рычажным домкратом (рис. 79).
На рис. 80 показан начальный период укладки волнистых листов У В-6-К с совмещением продольных кромок при покрытии крыши в направлении справа налево. Карнизный свес чердачных кровель жилых и гражданских зданий выкладывают из доборных листов У В-6-К. Первым в ряду укладывают один угловой лист 7 и крепят двумя крючьями (одним на второй и одним на пятой волне). Затем кладут все сливные листы 6, которые крепят двумя крючьями в том же порядке. В отличие от предыдущих последний лист крепят одним крюком на второй волне выше прогона и одним на пятой волне ниже его.
После укладки листов в карнизном ряду или его части отбивают контрольную меловую линию, проходящую по гребням волн в 200 мм от ближайшей грани прогона, обращенной к коньку. Такие линии отбивают на всех рядах; на эти линии должны выходить нижние кромки листов вышеукладываемых рядов.
Во втором и во всех последующих рядах, кроме конькового, первыми на правом фронтоне укладывают коньковые листы 4, после чего настилают все рядовые 3 и заканчивают на другом фронтоне листами УВ-6-К, обрезанными по типу сливных. В этих рядах листы коньковые (вдоль первого фронтона) крепят одним крюком на второй волне и одним на пятой, рядовые -— одним крюком на второй волне, сливные вдоль левого фронтона (на рисунке они не показаны) — одним крюком на второй и одним на пятой.
В коньковый ряд укладывают коньковые листы 4 и заканчивают его угловым листом (необрезанным, типа У В-6-К). Первый коньковый лист крепят одним крюком на второй волне и одним на пятой. Все последующие коньковые листы крепят одним крюком на второй волне. Угловой лист в ряду крепят так же, как и первый. Верхние края листов конькового ряда крепят совместно с деталями покрытия самого конька.
Если между косыми срезами стыкуемых листов образуется зазор более 10 мм, лист надо сдвинуть в направлении контрольной меловой линии на 3...4 мм; при этом зазор между косыми срезами должен войти в норму, в противном случае лист заменяют другим. Когда косые срезы стыкуемых листов сближаются вплотную или перекрывают друг друга, зазор доводят до нормы, опиливая косые срезы на листах. Нижняя кромка листа не должна отступать от меловой линии более чем на ±4 мм.
Каждый лист, укладываемый в покрытие, предварительно проверяют разбивочной рейкой (рис. 81).
Разбивочная рейка состоит из следующих элементов: дюралевого трубчатого стержня 1, на котором подвижно расположены два репера 3 с постоянно закрепленными на них разметочными планками 2; репера 6, на котором закреплен контрольный шаблон 4, и репера 5, являющегося постоянным упором. Все реперы на рейке могут быть закреплены винтовыми зажимами 7. Шаблоном 4 контролируют верхний угол среза в листе. Разметочные планки 2, на концах которых имеются крестообразные щели, предназначаются для отметок карандашом на гребне волны точки для сверления отверстий под крепежные крючки.
Для разметки (рис. 82) разбивочную рейку 3 кладут на то место прогонов 5, где должен находиться размечаемый лист 2.
Стержень рейки должен лежать посредине впадины второй волны листа в нижнем ряду, а его ось должна совпадать с осью впадины. При таком положении рейки ее контрольный шаблон косым срезом должен соприкасаться со срезанным углом вышележащего листа.
Шаблон на трубчатом стержне закрепляют винтовым зажимом. Затем секторы всех реперов осаживают вдоль стержня так, чтобы они своими боковыми сторонами соприкасались с гранями прогонов, обращенных в сторону конька. Реперы также закрепляют винтовыми зажимами. Если косой срез шаблона не совпадает со срезом листа, то определяют величину этого несоответствия.
После этого разбивочную рейку снимают и переносят на приготовленный лист 2, который предварительно укладывают на кровлю 1 рядом с ходовым мостиком. Рейку 3 укладывают на этом листе во впадину второй волны так, чтобы разметочные планки и контрольный шаблон опирались на гребни волн, а верхний репер упирался в обрез листа. Далее через крестообразные щели разметочных планок на гребнях волны чертилкой или карандашом проводят две перекрещивающиеся риски и сличают правильность обрезки угла с величиной несоответствия, определенной контрольным шаблоном. Затем, если нужно, подрезают угол.
В местах, отмеченных рисками, сверлят отверстия диаметром 11...12 мм. После этого лист, не переворачивая, переносят и укладывают в ряд.
Для устранения щелей в поперечных и особенно в продольных нахлестках листов УВ и ВУ рекомендуется пользоваться герметизирующей мастикой или мастикой Михайлевского. Мастику наносят деревянным шпателем на перекрываемые края листов полоской шириной 60...70 мм. Толщина слоя мастики — 6...7 мм. Чтобы заполнить зазоры между листами, перекрывающий край листа прижимают руками. После этого приступают к его креплению.
Бесчердачные крыши промышленных зданий кроют более прочными асбестоцементными листами унифицированного профиля УВ-7,5-К. Эти листы укладывают по железобетонным прогонам так же, как описано выше (см. рис. 80). Наряду с доборными листами УВ-7,5-К длиной 2000 мм можно укладывать более длинные листы УВ-7,5-К длиной 2500 мм. На карнизном свесе эти листы располагают как по однопролетной схеме опирания, так и по двухпролетной. В первом случае расстояние между первыми карнизными прогонами остается прежним, т. е. 1550 мм. Однако при укладке листов длиной 2500 мм пролет увеличивается до 2050 мм. Этот пролет можно уменьшить, укладывая дополнительный прогон, тогда оба полупролета будут по 1025 мм.
При укладке волнистых листов ВУ длиной 2300 и 2800 мм с совмещением продольных кромок листы опирают на прогоны по двухпролетной схеме опирания (рис. 83). Направление укладки листов в этом случае принято слева направо. В остальном листы укладывают так же, как листы УВ-6-К, с совмещением продольных кромок. Количество крепежных крюков для листов всех назначений и порядок их размещения на листах показаны на рис. 83. Цифрами без скобок обозначены расстояния между прогонами для покрытия ската волнистыми листами ВУ длиной 2300 мм, в скобках — для листов ВУ длиной 2800 мм.
Крепежные элементы на волнистых листах ВУ и У В устанавливают следующим образом (рис. 84). На конец крюка 6 с резьбой, пропущенный через отверстие с нижней стороны листа, надевают гидроизоловую прокладку 5, затем рядовую шайбу 4 и навинчивают гайку так, чтобы она оказалась ниже пропилов на крюке.
Когда лист уложен на соответствующий прогон, монтажник берет держалку 2 (рис. 84, а) и в ее зев вводит верхний конец крюка, который пропилами оказывается зажатым в держалке. Указательная риска на крюке должна быть спереди. Это положение показывает, что загнутый книзу конец крюка установлен вдоль держалки (рис. 84, б). Далее монтажник поворачивает держалку 2 вдоль гребня и наклонным движением заводит конец крюка в желобок прогона. Подняв крюк кверху (рис. 84, в), монтажник вручную затягивает гайку. Позже гайку затягивают ключом.
Перед установкой крюка поверхность прокладки, обращенную к листу, рекомендуется промазать жидкой мастикой Михайлевского.
Крепление элементов
Волнистые листы ВУ крепят разными способами: с помощью крепежных крючьев, гаек и шайб. Например, на рис. 85, а показано сечение железобетонного прогона и кровли с установленным крюком и его анкерными скобами, на рис. 85, б, в — крепление листов соответственно на полках металлических прогонов — швеллера и уголка, на рис. 85, г — крепление с захватом за узкую полку деревянного прогона.
Для защиты от коррозии гайку и резьбу на верхнем конце крюка покрывают цинковыми белилами, затертыми на натуральной олифе.
Анкерные скобы 2 устанавливают с промежутком 10...12 мм. Нижний загнутый конец скобы с винтом 3 заводят в желобок прогона. Далее монтажник удерживает скобу левой рукой, а правой завинчивает винт. После того как конец винта упрется в полку прогона, винт доворачивают отверткой на 1...1,5 витка и приступают к креплению второй скобы.
Компенсационные швы обеспечивают волнистым листам УВ и ВУ свободную усадку по ширине при температурных колебаниях. Компенсационные швы устраивают в процессе покрытия через 6...12 м на крышах, выполняемых по способу с совмещением продольных кромок.
Компенсационный шов (рис. 86) выполняют нахлесткой накрываемого края одного листа накрывающим краем смежного. При нахлестке кромок предусматривается возможность перемещения листов на 25...30 мм в поперечном направлении. Чтобы при этом в чердачное пространство не затекала вода, шов сверху закрывают последовательно по стоку воды лотками. Лотки между собой по длине сопрягают внахлестку на 200 мм.
Коньки из даталей универсальной конструкции бывают двух типов: глухие и с вентиляционными щелями.
В конструкции глухого конька (рис. 87, а) основанием служит железобетонный прогон 1. На его продольные ребра опираются верхние ряды из волнистых листов 7. Сверху смежные коньковые ряды покрывают малыми переходными деталями 3. Эти детали укладывают так, чтобы между отогнутыми кверху полками образовался зазор.
При устройстве конька с вентиляционными щелями (рис. 87) конек крыши закрыт теми же элементами, что и в предыдущем варианте. Желобчатые коньки для образования воздушных щелей в отличие от предыдущего варианта уложены в одну линию и приподняты над кровлей на 40...50 мм. Высота воздушной щели зависит от кратности смены объема воздуха в чердачном пространстве в течение 1 ч; ее определяют расчетом.
Коньки устанавливают на переходных держалках 12, которые парами располагаются через четыре волны одна от другой. В свою очередь, держалки с коньками закрепляют на деталях 3 до их укладки так, чтобы заклепки находились в промежутке между гребнями волн листов У В или ВУ. Если держалка совпадает с нахлесткой переходных деталей, то ее в зависимости от обстановки смещают назад или вперед на одну волну.
Примыкания скатов к продольной и поперечной стенам выполняют так же, как и в кровлях из волнистых листов ВО.
Организация работ
Кровли из асбестоцементных листов укладывают бригадой из 10...12 человек (4 или 5 звеньев). Ведущими рабочими бригады являются кровельщики, организованные в два или три звена. Каждое звено состоит из звеньевого (кровельщика 4-го разряда) и его помощника (кровельщика 2-го разряда). Кроме них в бригаде должны быть: одно заготовительное звено (один кровельщик 4-го и один 2-го разряда), одно транспортное (два подносчика-кровельщика 1-го разряда), один такелажник 3-го разряда и один кровельщик 3-го разряда.
Работа на захватках может быть организована двумя способами: способом горизонтальных захваток, длина которых равна длине ската крыши (от одного фронтона к другому), а ширина их обычно составляет один-два ряда; способом вертикальных захваток, длина которых равна расстоянию от карниза до конька, а ширина равна расстоянию между компенсационными швами (12 м).
В первом случае ширина захваток составляет 1...2 ряда (карнизный, коньковый или два рядовых), а во втором — все ряды (от карниза до конька).
При организации работ на захватке для двух одновременно работающих звеньев (рис. 88) скат разбивают на пять делянок (I...V). Укладку листов на скате начинает первое звено на первой делянке I. Когда это звено уложит семь-восемь листов, к работе приступает второе звено. Это звено начинает свою работу на второй делянке II с заделками покрытия на фронтоне, а в последующем будет занято рядовой укладкой волнистых листов в этом ряду.
Когда первое звено закончит укладку листов на первой делянке, оно перемещается на третью делянку III. Когда звено от фронтона уложит семь-восемь листов, второе звено, завершив рядовую укладку листов на второй делянке, перемещается на четвертую IV. Далее первое звено, выполнив работу на третьей делянке, перемещается на пятую V. Наконец, второе звено, выполнив покрытие на четвертой делянке, переходит на первую делянку соседнего ската и т. д.
Работа бригады будет успешной лишь в том случае, когда у нее есть необходмые комплекты инструментов и инвентаря, особенно механизмы для трудоемких процессов резки и сверления асбестоцементных волнистых листов.
На бригаду кровельщиков положено иметь следующие инструменты: уклономер, складные металлические метры, рулетки с лентой 10 м, шнуры с отвесом, молотки по 0,5 кг, ручные ножницы для резки стали, держалки для установки крюков, топор, шерхебели,. рашпили по 0,5 м, дисковую электропилу, ручные электросверлилки со сверлами (по камню) различных диаметров, электровиброножницы, ручные пилы (мелкозубые), комплект приспособлений для постановки заклепок диаметром 3, 4 и 5 мм, шесть отверток с рабочим ребром 8 мм, восемь ключей с зевом для гайки М8, овальные и остроугольные кельмы, деревянные лопатки-шпатели, киянки, разбивочные рейки, рычажный домкрат, ящики для крепежных материалов, комбинированный инструмент (рис. 89).
Источник: «Кровельные работы», В. Б. Белевич, 1987