Заготовка картин для рядового покрытия
Скаты кровель покрывают полосами, которые составляют из последовательно соединенных картин. Для покрытия крыши требуется 85—90% двойных картин и 10...15% одинарных, необходимых для дополнений в полосах.
Заготавливают картины на верстаке. На короткой стороне листа отгибают кромку шириной 10 мм (рис. 127) для лежачего фальца, затем лист переворачивают и отгибают вторую кромку. После этого на коротких сторонах листа кромки окажутся отогнутыми в разные стороны. Обработанные таким образом листы соединяют попарно в картины. Фальцы уплотняют деревянным молотком.
Следующей операцией в картине отгибают продольные кромки под углом 90°. Вначале делают малый отгиб для стоячего фальца высотой 20 мм, а затем на противоположной стороне картины (в том же направлении) делают большой отгиб для стоячего фальца высотой 35 мм. Для того чтобы не смять отвернутые кромки на коротких сторонах картины, кромки обоих стоячих фальцев на расстоянии около 100 мм от углов картины не отгибают.
Заготовка картин вручную — трудоемкая операция. Поэтому кровельщики пользуются различными механизмами и станками, которые облегчают труд и ускоряют процесс заготовки. В первую очередь это относится к заготовке картины рядового покрытия.
Большой фальцегибочный станок конструкции И. П. Прохорова (рис. 128) работает так. Картину укладывают на верстак 2 таким образом, чтобы ее большая сторона подошла вплотную к задней упорной рейке 1. Другая большая сторона картины должна расположиться так, чтобы ее кромка выходила из-под прижимного угольника 5 наружу на 20 мм. Вслед за этим прижимают кромки картины к угольнику 12 верстака. Затем с помощью рычагов 11 поворачивают гибочный угольник 6, который отгибает кромку малого стоячего фальца. Так как гибочный угольник короче прижимного, то углы картины остаются необжатыми. Предварительно отогнутые кромки под лежачие фальцы в этом случае не сминаются.
По окончании этой операции гибочный угольник отводят в исходное положение и прижимной угольник поднимается кверху, а картину из станка выдвигают на себя до упоров 10. Затем на кромку картины, лежащую на верстаке, снова опускают прижимной угольник. После этого рычагами 11 поворачивают гибочный угольник 6 от себя вместе с картиной. В результате в картине будет отогнута кромка большого стоячего фальца высотой 35 мм.
Заготовка элементов карнизного свеса
При заготовке элементов для карнизных свесов исходят из уклона настенных желобов. Для средних и северных районов СССР наилучшим является уклон настенных желобов 1:20, а для южных районов, где часто выпадают обильные дожди,—1:10.
Рассмотрим последовательность заготовки картин карнизного свеса (рис. 129) для наиболее часто встречающегося случая, когда расстояние между водоприемными воронками равно 12 м, а уклон — 1:20.
На дощатом настиле вдоль натянутого шнура раскладывают семь листов кровельной стали. Листы должны перекрывать друг друга на припуск для последующего отгиба кромок лежачего фальца.
Для образования свеса кровли с карниза (с вылетом 120 мм) и капельника с отворотной губкой от нижней продольной кромки уложенных листов откладывают отрезок ab, равный 200 мм, а затем отрезок бв — А х i, где А — расстояние между воронкой и водоразделом, равное 6 м (или 6000 мм); i — уклон с соотношением 1:20, т. е. бв = 6·1000·1/20=6000·1/2=300 мм.
Для перекрытия верхней кромки карнизного свеса водосточными желобами откладывают отрезок вг, равный 150 мм. Вдоль нижней кромки листов из точки а откладывают отрезок ад, равный половине пролета между водоприемными воронками. Затем на вертикальном отрезке, восстановленном из точки д, откладывают отрезки де и еж, равные соответственно 200 и 150 мм. После этого с помощью шнура отбивают линию ее. Тем же шнуром отбивают вторую линию, пересекающую все листы по диагонали (через точки г, ж). Наконец, из точки л откладывают отрезок кл, равный дж. Как и в предыдущем случае, из точки к откладывают половину пролета км, равную 6000 мм, и припуски на поперечные фальцы.
Заготовки картин размечают, проставляя на них масляной краской цифры 1...5. После этого уложенную полосу листов разрезают в продольном (по линии ги) и в трех поперечных направлениях: слева от прямой кл и справа от прямых жд и ми. Заштрихованные на рисунке участки обрезают и используют для изготовления деталей водоприемных воронок и кляммер.
Затем при ручной заготовке картин их укладывают на верстак и выполняют киянкой гибку. Обрезав нижние углы всех заготовок на 35...450 для уменьшения толщины фальцев в местах стыкования, приступают к гибке капельников с отворотными губками (рис. 130, а, узел II). Последовательность гибки капельника показана на рис. 130, б. В картине отгибают губку на длинной стороне заготовки с угловыми вырезами, а затем боковые отвороты на коротких сторонах картины для соединения со смежными картинами двойными лежачими фальцами. Стрелки на рис. 130, б показывают направления ударов киянки при гибке. Отвороты в картинах для их соединения на карнизе в общую полосу отгибают, как показано на рис. 130, о. Таким образом, все фальцевые соединения на участке карниза между воронками будут направлены от водораздела в разные стороны (по стоку воды).
Источник: «Кровельные работы», В. Б. Белевич, 1987