При появлении трещин в слоях кровельного ковра у примыканий кровель к стенам снимают или отгибают (для удобства работы) защитный фартук и убирают слои кровельных материалов, расположенные выше трещины. Затем устраивают наклонный переходный бортик, освобождают кровельный ковер от защитного слоя или посыпки на ширину не менее 750 мм от низа переходного бортика; наклеивают три слоя рулонных материалов с напуском нижнего края полотнищ на основной кровельный ковер не менее чем на 150 мм и устанавливают защитный фартук.
Если слои дополнительного кровельного ковра отстают от выступающих вертикальных участков примыканий, кровель, отставший рулонный ковер отгибают вниз; в выступающей поверхности делают штрабу и устанавливают деревянные пробки (на высоте не менее 200 мм от основания под кровлю), к которым крепят антисептированный деревянный брусок. Поверхность примыкания ниже деревянного бруска оштукатуривают цементнопесчаным раствором и грунтуют. Отогнутую часть кровельного ковра очищают от пыли и грунтуют, наносят горячую кровельную мастику на вертикальную поверхность примыкания и отогнутую часть кровельного ковра и плотно склеивают их. Одновременно с этим край отогнутого ковра прибивают к деревянному бруску и устанавливают защитный фартук из кровельной стали.
Если кровельный ковер отстал в месте примыкания к бетонным поверхностям, то отставший рулонный ковер отгибают вниз, поверхность примыкания ковра затирают цементно-песчаным раствором. Отгибают часть кровельного ковра, затем поверхность примыканий очищают от пыли и грунтуют. После высыхания грунтовки наносят горячую мастику на вертикальную поверхность примыкания и отогнутую часть кровельного ковра и склеивают их. С помощью дюбелей прикрепляют к бетонной поверхности стальную полосу, обрезают край рулонного ковра и герметизируют мастиками шов между бетонной поверхностью и защитным фартуком. Мастику окрашивают краской БТ-177.
Вздутия между слоями кровельного ковра — воздушные или водяные мешки — ремонтируют так. Вначале освобождают кровельный ковер от защитного слоя или крупнозернистой посыпки на ширину 20 см на участке предполагаемого разреза вздувшейся части, затем делают крестообразный разрез вздувшихся слоев кровельного ковра и отгибают их в сторону. Находят складки, по которым вода поступает к местам вздутия, разрезают их и отгибают в стороны; вскрытую поверхность рулонного ковра (под вздутием и складками) высушивают, очищают от пыли и покрывают холодной или горячей кровельной мастикой. При применении горячей мастики вскрытую поверхность грунтуют, отогнутые части вздувшихся полотнищ (а в необходимых случаях и ведущих к ним складок) сразу же укладывают на кровельную мастику и прижимают от краев к разрезу. По местам разреза слоев кровельного ковра наклеивают полоску из рулонных материалов шириной 15...20 см и восстанавливают защитный слой или бронирующую посылку в этих местах, а также на участках возможного повреждения на изгибах.
Ремонтировать воздушные мешки можно и более простым способом. Необходимо проколоть вздутие, выпустить воздух и ввести в полость растворитель (уайт-спирит, керосин), после чего уплотнить ремонтируемый участок.
Если кровля имеет протечки в местах установки водосточных воронок, необходимо переделать жесткое соединение между водоотводящим патрубком и стояком на подвижное с компенсирующим стыком и установить зажимные хомуты, загерметизировать соединение между водоприемной чашей и поддоном мастиками марок УМС-50, УМ-40. Перед нанесением мастики места герметизации высушивают, очищают от пыли и грунтуют, затем наклеивают слои дополнительного кровельного ковра и выполняют защитный слой.
Если после длительной эксплуатации поверхность не имеет видимых дефектов. срок службы кровли можно продлить путем пропитки и защиты поверхности рулонного материала.
Состав мастики для пропитки рулонной кровли, % по массе: нефтяной битум 33; кремнефтористый натрий — 2; соляровое масло — 50; уайт-спирит 15.
Вяжущее температурой 150°С через сито вводят при тщательном перемешивании в кремнефтористый натрий, после чего смесь температурой 60...80°С разжижают разбавителями.
Состав для устройства защитного слоя, % по массе: нефтяной битум — 23; резиновая крошка, просеянная через сито с размером ячеек 4Х4 мм. — 4; слюда — 2,5: асбест 2,5; соляровое масло — 27,5: уайт-спирит — 25,5: алюминиевая пудра — 15,5.
В расплавленный битум вводят резиновую крошку и перемешивают до однородной массы. Наполнители — слюду и асбест перемалыпают в шаровой вибромель нице до пылевидного состояния и просеивают через сито с 6400 отв./см с остатком на сите не более 3%. После перемешивания с битумно-резиновым вяжущим в полученную массу добавляют соляровое масло температурой 120°С и уайт-спирит при температуре смеси 20°С, а затем алюминиевую пудру.
Составы готовят непосредственно перед употреблением в количестве, не превышающем потребности одной рабочей смены. Наносят составы на кровлю при температуре наружного воздуха не ниже +5°С.
До нанесения пропиточного или защитного составов на кровлю необходимо очистить поверхность ковра от пыли, а также от слабо держащейся слюдяной или песочной посыпки, препятствующей сцеплению пропиточного материала с основанием. Тальковую посыпку рубероида удаляют путем обработки поверхности керосином, слюдяную снимают металлическими щетками.
Пропиточные и защитные составы наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой покрытия наносят после высыхания и частичного затвердения предыдущего. Слои наносят ровно, без пропусков и потеков. Поверхность считается подготовленной к нанесению следующего слоя (через 24...36 ч сушки при температуре 15...20°С), если при нажатии пальцем на пленке покрытия не останется следов.
На 1 м2 поверхности рубероидной кровли за 2 раза расходуют 370 г пропиточного и 400 г защитного составов.
Пропиточный и защитный составы наносят с помощью автогудронатора, окрасочного агрегата или передвижной компрессорной установки. В процессе работы необходимо периодически перемешивать составы.
После окончания работ системы подачи (насосы, рукава и удочки) промывают скипидаром или уайт-спиритом.
Источник: «Кровельные работы», В. Б. Белевич, 1987