Градостроительство осуществляется на основе проектов планировки и застройки городских и сельских поселений. В проектах предусмотрена рациональная очередность их развития: на период расчетного срока (как правило, 20 лет) и прогноз на перспективу (до 30-40 лет). Прогноз содержит принципиальные решения дальнейшего функционально-пространственного развития поселения, его инженерно-транспортной инфраструктуры, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В зависимости от проектной численности населения на расчетный срок городские и сельские поселения подразделяются на группы (см. табл. 1.1)
Таблица 1.1.
Группы поселений | Города, тыс. чел | Сельские поселения, тыс. чел |
Крупнейшие | Свыше 1000 | - |
Крупные | От 250 до 1000 | От 3 до 5 и выше |
Большие | От ! 00 до 250 | От 1 до 3 |
Средние | От 50 до 100 | От 0.2 до I |
Малые | От 10 до 50 | От 0,05 до 0.2 |
Поселки городского типа | До 10 | До 0.05 |
Территория города, как и любого поселения, организуется по принципу функционального зонирования, в соответствии с которым городское пространство разделяется с учетом основных форм жизнедеятельности людей, их труда, быта и отдыха на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную территории.
Селитебная территория предназначена для размещения основного объема жилищного фонда, внутригородских коммуникаций (магистральных, жилых улиц, проездов) и площадей, участков зеленых насаждений общего пользования (парков, бульваров, скверов и пр.), а также общественных учреждений различного назначения. В пределах селитебной территории допускается размещение отдельных экологически чистых промышленных и коммунальных объектов.
Производственная территория отводится для размещения промышленных и коммунальных объектов, научных комплексов с опытно-экспериментальным производством, сооружений внешнего транспорта.
Ландшафтно-рекреационная территория включает лесопарки, лесозащитные посадки, водоемы, заповедные охраняемые ландшафты, сельскохозяйственные угодья пригорода, зеленые территории общественного пользования.
В исторических городах выделяют районы исторической застройки, заповедные зоны. Проекты планировки и застройки не должны планировать снос, перемещение и др. изменения состояния памятников истории, культуры, архитектуры. В проектах должно предусматриваться расстояние от памятников до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения не менее 100 м в условиях сложного рельефа и 50 м на плоском рельефе.
В крупнейших и крупных городах предусматривается комплексное использование подземного пространства для размещения сооружений частного и городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания, отдельных спортивных, зрелищных сооружений и пр.
При разработке проекта планировки и застройки города в качестве резерва его дальнейшего развития рассматриваются прилегающие к городу территории пригорода. В пригороде возводят хозяйственные объекты, обслуживающие город, организуют зеленые территории для отдыха жителей города. В пределах зеленых территорий размещают различные спортивно-оздоровительные учреждения, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, специализированные школы-интернаты для детей-ннвалидов и т.п. Вместе с тем, зеленые территории рассматриваются как естественное средство улучшения санитарно-гигиенического состояния воздушного бассейна города и всех прилегающих поселений. При определенном формировании системы расселения пригородные территории могут быть общими для нескольких городов.
За пределами резервных территорий для перспективного развития города (поселения) размещают дачные участки. При этом должна обеспечиваться их доступность на общественном транспорте от мест проживания не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч.
Структура селитебной территории
Органичное единство всех элементов селитебной территории, а также взаимосвязь всех функциональных зон города обеспечивает проект планировки, планировочная структура. Планировочная структура селитебной территории устанавливает целесообразное и рациональное взаиморасположение составляющих ее элементов: жилой застройки, общественных центров, территорий отдыха населения. Планировочная структура определяется размещением основных функциональных узлов и сетью транспортных магистралей и дорог, соединяющих эти узлы, а также все функциональные территории города. Размещение предприятий и общественных центров предпочтительно на участках, прилегающих к основным транспортным узлам и магистралям, что обеспечивает удобство транспортной доступности для жителей.
Планировка селитебной территории должна обеспечивать параметры окружающей среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствовать эстетизации среды обитания жителей, созданию архитектурного своеобразия данного города (поселения).
Потребность в размерах селитебной территории определяется предварительно на основе укрупненных показателей в расчете на 1000 чел,: в городах при высоте застройки до 3 этажей - 10 га (дома без земельных участков) и 20 га (дома с участками); при высоте застройки от 4 до 8 этажей - 8 га; при застройке 9 этажей и выше - 7 га.
Планировочная структура селитебной территории строится в зависимости от ряда факторов: масштабов города (поселения), его экономической ориентации, предполагаемых темпов роста и имеющейся строительной базы, природных факторов района строительства и др.
Основным принципом в разработке планировочной структуры селитебной территории является создание максимально комфортных условий для жителей в осуществлении ими всего комплекса жизненных процессов. При этом должны быть обеспечены удобная связь общественным транспортом мест проживания людей с местами приложения труда, отдыха, спорта, а также нормируемая пешеходная доступность объектов общественного назначения, размещенных в жилых комплексах.
Планировочная структура селитебной территории города определяется функционально-пространственными образованиями двух уровней: микрорайоном (кварталом) - элементом жилой застройки площадью 10-60 га, но не более 80 га и жилым районом - элементом селитебной территории площадью от 80 до 250 га.
Расчетными характеристиками селитебной территории рекомендуется принять показатели расчетной плотности населения (чел/га) микрорайона и жилого района, приведенные в таблицах 1.2. и 1.3. Эти показатели могут быть весьма различны для разных городов и районов страны, так как тесно связаны с конкретной градостроительной ситуацией, экономическими, демографическими и другими факторами. Основой дифференциации расчетных показателей служит градостроительная ценность застраиваемой территории, учитывающая комплекс местных условий: стоимость земли, плотность инженерных и транспортных магистральных сетей, насыщенность общественными объектами, размеры капитальных вложений в инженерную подготовку данной территории, наличие исторических, культурных, архитектурных и ландшафтных достопримечательностей. Расчетный показатель устанавливается специалистами и органами власти на местах.
Расчетная плотность населения территории микрорайонов
Таблица 1.2
Градостроительная ценность территории | Плотность населения, чел/га, для климатических подрайонов | ||
1Б и часть подрайонов 1В, 1Г, 1Д и ПА севернее 58° с. ш. | 1Б, 1В и ПВ севернее 50° с. ш. и часть подрайонов А, 1Г, 1Д и ПА южнее 58° с. ш. | Южнее 58° с. ш., кроме части подрайонов 1А, 1Г, 1Д и ПА, входящих в данную зону | |
Высокая | 440 | 420 | 400 |
Средняя | 370 | 350 | 330 |
Низкая | 320 | 200 | 180 |
В пределах микрорайона, кроме жилой застройки размещается сеть объектов общественного назначения - предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания до 500 м. Это предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения, детские дошкольные учреждения, аптеки, отделения связи и пр. (рис. 1.1, 1.2, 1.3).
Территория микрорайона ограничивается магистральными или жилыми улицами и дорогами. При этом не допускается расчленение такими коммуникациями территории микрорайона. Границами могут служить и естественные рубежи (берега водоемов и др.). Численность населения микрорайона в зависимости от масштабов города колеблется в следующих пределах, тыс. жителей: в малом городе - 4-6, в среднем и большом - 6-12, в крупном и крупнейшем - до 20.
При установлении ориентировочных размеров селитебной территории следует исходить из условия проживания каждой семьи в отдельной квартире или доме. Расчетная жилищная обеспеченность для данного города устанавливается на основе демографического прогноза о среднем составе семьи, перспективных типах жилых зданий и планируемых объемах жилищного строительства.
Жилой район крупнее, чем микрорайон и является элементом селитебной территории. Структуру жилого района составляют, как правило, несколько микрорайонов, объединенных общественным центром, обслуживающим жителей в радиусе 1500 м. Территория жилого района ограничивается магистральными улицами и дорогами общегородского значения, естественными или искусственными рубежами(активными перепадами рельефа, водоемами, полосами зеленых насаждений шириной не менее 100 м и др.). На территории жилого района располагают часть общественных объектов городского значения.
Расчетная плотность населения территории жилого района
Таблица 1.3.
Градостроительная ценность территории | Плотность населения, чел/га, для групп городов с числом жителей, тыс. чел. | ||||||
До 20 | 20-50 | 50-100 | 100-250 | 250-500 | 500-1000 | Свыше 1000 | |
Высокая | 130 | 165 | 185 | 200 | 210 | 215 | 220 |
Средняя | — | — | — | 180 | 185 | 200 | 210 |
Низкая | 70 | 115 | 160 | 165 | 170 | 180 | 190 |
При проектировании жилой застройки на прилегающей к многоэтажным домам территории должны предусматриваться площадки отдыха, спорта, хозяйственные и пр. Их размеры и расстояния до жилых и общественных зданий должны приниматься не менее приведенных в таблице 1.4.
Таблица 1.4.
Площадки | Удельные размеры площадок, м2/чел | Расстояние от площадки до окон жилых и общественных зданий, м |
Для игр детей | 0.7 | 12 |
Для отдыха взрослых | 0,1 | 10 |
Для занятий физкультурой | 2,0 | 10-40 |
Хозяйственная | 0.3 | 20 |
Для выгула собак | 0,3 | 40 |
Открытая автостоянка | 0.8 | По таблице 1.5. |
При проектировании площадок для открытой временной парковки легковых автомобилей следует принимать 25 м2 на одно машиноместо, а расстояние от площадки до входов в жилые дома не менее 100 м. Расстояния от гаражей и автостоянок до жилых и общественных зданий в зависимости от количества машин приведены в таблице 1.5.
Таблица 1.5.
Здания, до которых определяется расстояние | Расстояние, м, от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей | ||||
10 и менее | 11 - 50 | 51-100 | 101 -300 | Свыше 300 | |
Жилые дома | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 |
Торцы жилых домов без окон | 10 | 10 | 15 | 25 | 35 |
Общественные здания | 10 | 10 | 15 | 25 | 25 |
Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения | 15 | 25 | 25 | 50 | +) |
Лечебные учреждения со стационаром | 25 | 50 | *) | *) | *) |
*) Определяется по согласованию с органами Государственного санитарного надзора.