Основными сдерживающими причинами для их натурного осуществления стали более высокая стоимость, инерция индустриально-строительного производства, отсталость монолитно-железобетонного домостроения, а также определенные сложности в очередности строительства и введения в эксплуатацию.
Широкомасштабную, весьма утопическую идею предложила в 1960-х годах группа молодых архитекторов под руководством А.Гутнова в проектах "НЭР" и "НЭР-2" (новый элемент расселения)1.
От первого, дипломного, 1960 г., проекта, представляющего собой идеализированный проект города "коммунистического будущего", где вся городская структура, будучи гибкой, находилась в подчинении у развития форм свободного общения между людьми, авторы пришли позднее к "динамической структурной схеме, предполагавшей постепенное распространение на всю территорию страны, всю ее систему расселения".
"Основой обновленной системы мыслились линейные развивающиеся структуры, русла, объединенные стержнями, вобравшими в себя коммуникации всех видов. Плотность, нарастающая к оси русла, и отдельные "очаги пульсации", мощные сгущенные ткани были условием освобождения пространства за пределами системы от спорадического, дисперсного распространения расселения. Выбранная авторами форма воплощения была связана с модными в то время идеями применения синтетических материалов, обязывающих к очертаниям, напоминающим органические образования"2.
Несомненно, что архитектурно-пространственные утопии служат питательной средой для развития практических целей, поисков новой художественной образности и своеобразия архитектуры. Независимо от утопичности идей сам принцип пространственных структурных композиций может в дальнейшем получит практическое развитие при совершенствовании строительной техники, побуждаемый катастрофической перенаселенностью городов.
Многоярусное построение по вертикали, технические совершенные вертикальные и горизонтальные связи, включение зеленых природных элементов, расположенных на различных уровнях над землей, создание воздушных, хорошо инсолируемых зон отдыха и общения, необычная художественная, архитектурная образность могут стать в будущем новой ступенью пространственной архитектуры в поисках рационального использования городских территорий. В проектных работах зарубежных архитекторов 1960—1970-х годов эта тема порою получала фантастическое отображение. В работах зарубежных архитекторов (француза И.Фридмана, японских метаболистов, группы английских архитекторов "Аркигрэм") идея "мобильной" пространственной архитектуры получила широкое развитие. В качестве ее физической основы И.Фридман предлагал стержневую стальную "суперконструкцию", обусловливающую возможность создания "пространственного города", приподнятого на 50—100 м над землей.
Редко расставленные опоры оставляли свободными на земле и сохраняли старые исторические кварталы, земледельческие угодья и живую природу. Сама "суперконструкция" проектировалась как модульная, трехмерная решетка, имеющая несколько уровней, на которых размещались все функции города, от индивидуальных до общественных. Ячейки, включенные в структуру, взаимозаменяемы и нестабильны. Гибкость такой структуры Фридман считал необходимой для пространственной архитектуры будущего.
Одновременно с Фридманом в Японии в 1960 г. начала работать группа молодых архитекторов, назвавших себя метаболистами (искателями перемен, постоянных и циклических изменений), разрабатывавших принципы "растущих" городов, с преобразованием замкнутых систем в открытые. В проектах К.Танге, Н.Курокавы, А.Исодзаки город заполняет собой пространство, развиваясь в трех направлениях. Здания приобретают вид многоярусных мостов.
Н.Курокава предложил целую систему спиральных башен, где плоскости консолей образуют многоярусную искусственную пространственную среду обитания. К.Танге предложил проект развития Токио над заливом, создав сложную надводную осевую пространственную структуру.
В 1970-е годы подобные идеи постоянно витали в умах архитекторов. На всемирном конгрессе MCA, посвященном проблемам архитектурного творчества (идея + технология), происходившем в 1975 г. в Мадриде, они прозвучали в сообщениях испанского архитектора Фисака, японца К.Танге (зачитанном по его просьбе архит. Бетхемом, Лондон) и архитектора П.Рудольфа (зачитанном архит. Мюллером) под названием "Кирпич XX века", где была продемонстрирована идея индустриального строительства будущего путем распространения объемной ячейки "модуля" — от кемпингов с прицепом, олицетворяющих "бегство из города", до сложных образований, напоминающих горы. Появление модуля в многоэтажных структурах, монтируемого на платформах, вы-летных балках и консолях. Мост Понте Веккио, Флоренция, П.Рудольф привел в качестве исторически первого примера использования конструкции моста для модульных нагромождений. Он считал, что модули — это простые "кирпичи", которые должны быть использованы в пространственной структуре новых городов.
Однако не слишком ли мало времени осталось в XX в. для реального распространения этих идей, ведь нельзя не учитывать и "переоценку ценностей", происходящую в мире, общую тенденцию к созданию сомасштабной человеку архитектуры с максимальным приближением жизни к естественным природным условиям на земле.
Некоторые приемы вертикальных структурных пространственных композиций имели место в фантастических проектных предложениях отечественных архитекторов, еще в 1920-х годах нашего столетия — в работах В.Татлина и ИЛеонидова, Э.Лисицкого (1923—1925), Л.Хидекеля (1929), И.Рабиновича (1924), Г.Крутико-ва (1928) и др.
Ничем не ограниченные рамки "бумажного" проектирования и макетирования, опираясь на теоретические возможности современного инженерно-строительного конструирования, создали почву (в наибольшей степени за рубежом) для фантастических упражнений в духе пиранезианства. Примером московских утопических фантазий конца 1960-х годов можно считать и проект реконструкции площади Ильича (архитекторы И.Гунст и К.Пчельников), предложивших гигантскую жилую структуру высотой в четверть километра и консольно расширяющуюся кверху.
Некоторые более реальные и относительно скромные проявления этих тенденций имели место в грузинской строительной практике. В 1974 г. в Тбилиси был построен оригинальный инженерный корпус автомобильно-дорожного министерства (архит. Г.Чахава и др.), представляющий собой многоэтажную объемно-пространственную "решетку", сплетенную из взаимноперпендикулярных двухэтажных корпусов, покоящихся на вертикальных объемных опорах3.
Возникновение вертикально-пространственных архитектурных композиций по-существу связано не столько с новыми конструктивными возможностями возведения сооружений, сколько с характером архитектурного мышления, которое по-существу не связано с абсолютными физическими размерами.
Американские небоскребы нельзя назвать вертикальными внутрипространственными структурами, их колоссальные объемы рассечены сотнями междуэтажных перекрытий. Мелкие пространства по вертикали связаны лишь шахтами скоростных лифтов. Размеры сооружений не служат мерилом явления. В своих малых пределах двухэтажные квартиры типа "дуплекс" ближе по характеру принципам "пространства по вертикали".
Крупные пространственные композиционные приемы в последнее время можно заметить в работах многих известных и молодых мастеров. Обращают внимание некоторые работы московских, петербургских, тбилисских архитекторов, в которых наиболее выражена пространственность архитектуры. Среди них выделяется работа грузинского архитектора В.Гемашвили, который при участии Д.Коставы и Д.Тевторадзе создал сложную многоплановую композицию мемориала Ш.Руставели с музеем и институтом древних рукописей в Тбилиси на естественном рельефе (проект 1985 г.). Это целая система архитектурных пластических образований, связанных в единую симметрично-осевую пространственную композицию. Криволинейные пластические архитектурные формы, пандусы и лестничные подъемы, связывающие различные уровни, арочные и купольные перекрытия, воздушные аркады, открытые амфитеатры, элементы изобразительного искусства, представляют собой сквозной многоплановый, архитектурно-пространственный ансамбль-структуру4. Поиск пространственных решений заметен и в других, в том числе осуществленных в натуре, проектных работах этого молодого мастера.
Полные реалистического и одновременно художественного смысла объемно-пространственные композиционные приемы можно увидеть в работах архит. И.Виноградского, во многом пользовавшегося и индустриальным исполнением. К ним можно отнести центрическую композицию танцевального зала в ЦПКиО в Москве, к сожалению, не осуществленного, где его открытое внутреннее пространство связано с окружающим парком по четырем осевым направлениям. Пространственное ступенчатое развитие сложной системы благоустройства четко выражены в осуществленном проекте санатория "Приморье" в Сочи, ансамблевые архитектурно-пространственные принципы заложены в проектах крупных медицинских комплексов — Всесоюзном кардиологическом научном центре (архитекторы И.Виноградский, М.Крышталь, В.Легощин, Я.Мухамедханов, инж. М.Берклайд) и других работах.
Пространственным замыслом отличается Детская спортивная школа в Петербурге (архитекторы С.Шмаков, М.Резниченко), проект воспитательного комплекса в селе Демушкино Рязанской обл. (архитекторы Л.Фешина, Б.Устинов)5.
В 1985—1990 гг. появилось немало проектов, в том числе и реализованных в натуре, основанных на принципах единой композиции ряда взаимосвязанных пространств и архитектурных объемов, на принципах пространственного нанизывания многофункциональных элементов на объединяющее их осевое направление. В этом смысле обращают на себя внимание работы крупных, хотя и весьма различных по творческому почерку зодчих — Д.Торосяна и А.Жука.
В Ереване на главную городскую ось "нанизан единый комплекс сооружений с открытыми и закрытыми экспозиционными залами, кинозалом, барами и кафетериями, бассейнами и висячими садамти, фонтанами (проект архитекторов Д.Торосяна, С.Гурдзоряна. А.Михиторяна), Это целая система взаимосвязанных объемов и внутренних открытых дворовых пространств, подчиненная общей градостроительной идее, с большим мастерством воплощаемая в камне.
Не менее крупную пространственную идею мы можем усмотреть и в проекте Института растениеводства в Петербурге (архит. А.Жук), где целый ряд архитектурных объемов объединены общим вытянутым пространством. Или ряд пространств, пронизывающих застройку в проекте общественно-торговой зоны жилого района Ульяновского центра микроэлектроники (архит. В.Давиденко и др.). Подобные тенденции, получающие распространение в работах многих авторов, говорят о возрастающем значении пространственных идей в градостроительстве и заслуживают большого внимания.
Международный конкурс на проект реконструкции и развития центра Самарканда 1991 г. вызвал огромный интерес не только у советских архитекторов, но и зарубежных. Свидетельством этому стали около 700 проектов, представленных на конкурс.
Единственным проектом русских архитекторов, получившим одну из пяти равных премий, присужденных международным жюри, стал проект А.Ларина, С.Скуратова, Н.Выходцева. Остальные четыре премии присуждены архитекторам Великобритании, Франции, Японии и США.
Развитие города Самарканда, связанное с современными потребностями постоянно растущего населения, привело к необходимости возведения новых жилых и общественных сооружений, что в свою очередь угрожает определенным ущербом историческому центру.
Основной целью конкурса явилось определение той проектной, а затем и юридической регламентации, в рамках которой при дальнейшем развитии центра можно было бы не только избежать уже имевшихся ранее градостроительных ошибок, но и способствовать его развитию в гармоническом сочетании с исторически сложившимся центром, всемирно известным ансамблем — памятником архитектуры. Весьма важным при этом было сохранение природных особенностей этого среднеазиатского региона.
Многие ответы на эти сложные вопросы можно найти в проекте русских лауреатов конкурса. Архит. А.Ларин в статье "Архитектура — продолжение ландшафта", пишет: "в хорошей архитектуре интересно жить. В ней много смыслов, она многосвязана и избыточна в своих внутренних отношениях и внешних взаимосвязях с окружением. Она воспитывает, определяет стиль жизни, формирует привычки, связывает нас с нашим прошлым. Фиксирует эволюцию жизни. Не навредить месту, внимательно изучив его ландшафтные, исторические, культурные особенности, структуру связей, наиболее органично включить в него новый объект... с этих позиций разработан конкурсный проект центра Самарканда... проект предполагает в историческом городе у Регистана восстановить систему махалля — традиционного среднеазиатского жилья с включением в эти структуры малоэтажной гостиницы и центра подготовки мастеров художественных промыслов. Восстанавливается как торговая Серебряная улица с лавками чеканщиков и соединяется мостом через зеленое русло Чашмы с новым центром. Он создается на месте бывшего Арка (крепости) и представляет собой широкий дом-стену с многообразной внутренней жизнью. Это традиционные бани, чайханы, рестораны, выставочные залы, магазины и лавки, видеосалоны и пр. Эксплуатируемая кровля-сад позволяет открыть новые видовые точки на красивейший исторический центр. Регулярный сад с музеем Улугбека и обсерваторией связан с пешеходным мостиком с верхней площадью перед новой мечетью и библиотекой Академии наук, которые вместе с большим минаретом создают сложный характерный среднеазиатский силуэт этого высокого места... достигается связанность, композиционная цельность, гармоничность взаимоотношений и эстетическая выразительность этого уникального места, подсказанная рельефом, историей, традицией и нашим преклонением перед мастерством древних зодчих Самарканда..."6.
В конкурсном проекте отчетливо выражены принципы пространственного мышления, позволяющие логично и обоснованно достигнуть гармоничного соединения древней и современной архитектуры с природным ландшафтом, конкретно подтверждая собственный авторский постулат, ставший подзаголовком статьи: "Архитектура не обязательно должна быть грандиозной, не обязательно красивой. Она должна быть уместной".
Так или иначе в практике отечественной и международной архитектуры все более проявляются творческие поиски национальных традиций, выраженных современным языком.
В качестве убедительного примера можно обратить внимание на некоторые произведения архитекторов К.Танге и К.Исии, где при всей ультрасовременности архитектурных форм сохраняются особенности национальной японской архитектуры. Талантливость композиционного решения пространственной формы играет при этом решающую роль.
Анализируя понятие "современного" в искусстве, нельзя не вспомнить, что подражание древнегреческой архитектуре и скульптуре считалось вполне современным в эпоху Ренессанса, а грандиозный собор Саграда Фамилиа (Святое Семейство) в Барселоне, созданный гением Гауди, существует вообще как бы вне времени. Восприняв принципы готики, архитектура собора устремлена в будущее.
Безорнаментальная современная отечественная архитектура объемно-пространственными, пластическими средствами может передать ощущения, сходные с теми, которые возникают при восприятии лаконичных древних форм псковской архитектуры, суровой простоты стен и башен Московского Кремля, чистоты и лирической образности суздальского зодчества.
Примечания
1. Архитекторы А.Гутнов, И.Лежава, А.Бабуров, И.Бельман, И.Лунькова, Е.Русаков, С.Садовский, В.Скачков, А.Скокан, С.Телятников, Н.Федяева, Э.Харитонова, В.Юдинцев, 1967—1968.
2. Иконников А. Архитектурные утопии шестидесятых годов // L’Arca (Италия). 1989. №27.
3. L'Arka (Италия). 1989. № 27. S.36.
4. Архитектура СССР. 1989. № 5.
5. Архитектура СССР. 1989. № 5.
6. Деловые люди. 1991. № 10(16).