Отдельные постройки и целые пространственные комплексы виллы связаны общим крупномасштабным ландшафтом. Наподобие Акрополя в Афинах, весь комплекс сооружений тесно взаимодействует с природой. Пространства перистилей через системы открытых дворов выливались в широкие природные окружающие пространства с характерным холмистым итальянским пейзажем. Протяженные аллеи связывали разбросанные в пространстве сооружения в единую систему, представляющую собой разветвленную, сложную, преимущественно асцмметричную архитектурно-пространственную композицию. Существенная часть виллы так называемая Пьяцца д’Оро имеет замкнутый характер, ее перистиль был окружен глубокими портиками-галереями. Парадные залы виллы, увенчанные купольными перекрытиями, сдвинуты по одну сторону перистиля, что превратило его в своеобразный двор перед парадными дворцовыми залами, которые в свою очередь приобрели значение центра пространственной композиции.
Крупномасштабный архитектурно-пространственный композиционный прием, на основе которого была создана вилла Адриана, выделяет ее среди множества выдающихся сооружений эпохи Древнего Рима.
Это был крупный шаг на пути развития пространственных тенденций в архитектуре, раскрывающих возможности взаимосвязанной пространственной композиции, представляющей из себя единое целое, зрительно воспринимаемое в движении.
К великому сожалению, время не пощадило этот замечательный архитектурный ансамбль. Позволю себе привести здесь минорное впечатление, оставшееся при посещении виллы Адриана по запискам и поездке по Италии в 1957 г.
Из путевых записок:
"...Солнце опускалось за горизонт, когда наш автобус остановился у подножья холмов около виллы Адриана. В эту позднюю пору нас не хотели пропустить в музейный павильон и на территорию виллы.
Однако сообщение о том, что мы приехали из далекой России, возымело свое действие. У входа в помещение музея экспонирован большой макет реставрации всего ансамбля виллы. Осмотрев его, мы направились к руинам. Все это было мало похоже на результат изысканий реставраторов. Трудно было в вечернем меркнущем розовом свете разобраться в лабиринте обломкову остатках рухнувших стен и сводов. Трудно было представить себе былую роскошь интерьеров этого разрушенного сложного комплекса сооружений. Дождь, солнце и ветер продолжали свою разрушительную работу, природа наступала со всех сторон, руины поросли кустарником и вьющимися растениями, под ногами шуршат, как галька на морском пляже, мелкие кусочки мрамора — остатки древней мозаики (по местным рассказам, она вовсе не древняя, а насыпается время от времени и растаскивается туристами в качестве сувенира).
Сохранились высокие толстые стены, тщательно выложенные из узкого кирпича, перемежаясь с бетоном. Трудно сразу понять, какие части комплекса виллы мы видим (мысленно соотнося впечатления к макету). Перед нами открылось пространство с прямоугольником образовавшегося здесь водного бассейна, вокруг которого виднелись остатки перистиля — колонны и скульптуры. На оси пространства видны остатки одного из сводчатых перекрытий.
Это было маленькое вечернее путешествие среди руин. Воображение не создало ничего цельного, похожего на былое. В сердце проникла та обычная печаль, которую навевают следы некогда кипучей и навсегда исчезнувшей жизни. В памяти сохранилась зеркально гладкая, словно застывшая поверхность воды, где отражались колонны, слабо освещенные розовым отблеском медленно угасающей вечерней зари.
Запомнилась какая-то особая, словно бы кладбищенская тишина и слабое шуршание сыпучей мозаики в наших торопливых шагах..."
Археологические исследования, воссоздание объемнопланировочной системы грандиозной виллы Адриана показывают пример развития пространственного направления в архитектуре, в основе которого лежит свободное построение плана, отвечающего природным условиям местности и стремление создавать единую непрерывно развивающуюся композиционно и пространственно взаимосвязанную жилую и общественную среду.
Диагональные направления, повороты и пешеходные связи, сквозные арки и неожиданно раскрывающиеся перспективы, взаимопроникающие пространства характерны для былой композиции этой виллы, обнаруживающей прообразы небольшого города.
В этой свободной геометрически усложненной пространственной архитектурной композиции можно усмотреть материал для различных сопоставлений с имеющими градостроительное значение пространственными композициями последующих эпох, не исключая и современные постмодернистские увлечения и некоторые тенденции молодых архитекторов, участников международных конкурсов, сутью которых является составление своеобразных пространственных "ребусов", разгадываемых не сразу, не в геометрической чистоте и однозначной ясности, а через сложное непредсказуемое восприятие объемно-пространственных построений, где одновременно существует и принятие, и отрицание закономерной геометрической определенности, столь же новаторской, как и традиционной, подвергаемой препарациям и искажениям.
Однако геометрические сдвиги и живописные усложненности в древности проистекали не в результате поисков нарочитой оригинальности, а являясь сутью непринужденной связи с природой, плодом философских и творческих размышлений и культивируемых художественных тонкостей — своеобразных кур-ватурных поправок на зрительное восприятие.
Древняя архитектура не была чужда иллюзорным приемам, способным усилить зрительные впечатления, в том числе ощущение монументальности, изменение восприятия расстояния или размера сооружения. Известно, что тонко рассчитанная, скрытая от глаз зрителя система иллюзорных дополнений и поправок были в особой степени доступны высокому мастерству создателей Парфенона.
"Обманные" приемы приобрели более откровенный характер в эпоху итальянского Ренессанса, искусственное искажение перспективы стало распространенным явлением. Это можно заметить в ряде известных примеров, в том числе в непараллельности фасадов, фланкирующих площади Сан Марко в Венеции, Капитолия Микеланджело, колоннад Бернини на площади св. Петра в Риме и т.п. Распространенным при этом стало расширение пространства в сторону основного доминирующего в композиции архитектурного объема, благодаря чему это здание, искусственно приближаясь, производит более значительное впечатление.
Своеобразный пример иллюзорных "пространственных обманов" — театр Олимпико Андреа Палладио в Виченце. Зрительный зал, по существу, продолжает древние античные традиции. Сходство заключается в устройстве полукруглого амфитеатра, окруженного колоннадой. Над амфитеатром — небо, но уже не настоящее, а небо — иллюзия, изображение на плафоне перекрытия.
Еще одна иллюзия — это сцена. В глубине ее расходятся улицы. Благодаря ложной перспективе утрируется их глубина, где артисты, карлики, превращаясь в "великанов", разыгрывали мизансцены.
Замкнутое пространство иллюзорно прорвано по вертикали и по горизонтали. Можно себе представить, какое впечатление производил этот удивительный театр на его посетителей в небольшом городке Виченце.
Не случайно, театральные художники последующих эпох продолжали создавать пространственные обманы на всех сценах мира. Они не могут примириться с замкнутостью пространства зрительного зала.
В московском театре на Таганке1 на некоторых спектаклях открывается широкий проем на улицу в наружной стене зрительного зала. Улица "участвует" в спектакле. Этот современный театр служит своеобразным примером преодоления замкнутости. Его отличает многообразие технических приемов трансформации пространства сцены и зрительного зала. В его архитектурном решении вообще можно заметить развитие системы взаимосвязанных пространств: от вестибюля к фойе, внутреннему открытому дворику, зрительному залу, городскому ландшафту. Театральное действие может распространяться повсеместно.
Экспериментирование над архитектурным пространством, выявление его скрытых возможностей было характерным для творчества В.Э.Мейерхольда. Он синтезировал искусство театра и архитектуры, в зависимости от поставленной задачи раздвигая или сокращая рамки пространства.
В постановке пьесы М.Ю. Лермонтова "Маскарад" на сцене бывш. Александрийского театра в Петербурге занавес на сцене не закрывался, и спектакль шел при ярком электрическом освещении зрительного зала. Сверкающая золотом архитектура интерьера К.Росси соединялась с декорацией бального зала на сцене, зрительно обогащая и расширяя пространство спектакля, в котором оказывались и зритель, и актеры. Возникал своеобразный эффект присутствия и все становились "участниками" театрального действия.
И, наоборот, в постановке комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", когда огромная театральная сцена не позволяла создавать ощущение переполненного зала на балу у городничего, где, по Гоголю, "яблоку упасть было негде", Мейерхольд откровенно обнажал пустую сцену, вычленяя лишь квадратную площадку в ее середине и ограничивая действие спектакля небольшим пространством.
Для своих постановок Мейерхольд мог использовать любое пространство. Он превращал Дворцовую площадь в Петербурге в широкое ожаное поле с васильками. На очередном спортивном празднике2 юноши-спортсмены заполняли пространство площади, неся огромные золотые колосья в руках. Девушки с такими же большими васильками вбегали в это "поле". И начиналось представление: словно от ветра разбегались по полю золотые волны и мерцали и двигались во ржи синие живые васильки.
Вскоре критика тех лет оценила этот художествененый прием как "воспевание вредных сорняков на колхозном поле..." Наступал конец творчества талантливого режиссера.
Любопытно решается связь со зрителем в недавно построенном Оперном театре в Генуе по проекту архитектора А.Росси (взамен разрушенного во время второй мировой войны авиационной бомбой). Интерьер зрительного зала похож на уличное пространство. Типично уличные фасады с балконами и окнами ярусов-этажей словно бы "вывернуты внутрь" зрительного зала, создается впечатление, что действие спектакля происходит на городской улице.
Сооружения, использующие Пантеон с отверстием в перекрытии как прототип, благодаря совершенствованию техники приобретают новые свойства. В одном из крупнейших городов Канады Торонто построен многоцелевой стадион, способный вместить 55 тыс. зрителей под названием "Скайдоум" (Небосвод). Его отличительной особенностью служит сводчатая раздвижная крыша. Таким образом осуществляется связь замкнутого пространства с открытым воздушным пространством. Размеры здания весьма внушительны — внутри него может уместиться римский Колизей.
Современные технические возможности позволяют трансформировать внутреннее пространство. В новом здании театра Опера на площади Бастилии в Париже построен "сжимающийся и расширяющийся" концертный зал, где его высота и сцена могут увеличиваться и уменьшаться, подниматься и опускаться при помощи гидравлических устройств, что позволяет при необходимости создавать даже камерную атмосферу "комнатных спектаклей" при сопровождении большого оркестра.
На главной магистрали Мадрида существует конференц-зал {в 1975 г. там проходил конгресс MCA); По-существу это не один, а два грандиозных зала, взаимообращенных на одну сцену. Зритель, находящийся в любом из этих залов, смотря через сквозное пространство сцены, словно бы видит свое зеркальное отражение. Многочисленные виды трансформации сцены и театральных залов подчиняются лишь требованиям режиссера.
Параллельно с формированием замкнутых пространств многовековая история архитектуры демонстрирует развитие архитектурно-пространственных систем, способных решать сложнейшие градостроительные, композиционные, в том числе ансамблевые задачи. Эти системы выводят из замкнутых пространственных рамок в бесконечность, организуя и композиционно взаимосвязывая ряд перетекающих пространств.
Архитектурно-пространственная организация жизненной среды легла в основу этого направления. Этот путь наиболее близок к решению проблем при создании современных городов.
Примечания
1. Авторы проекта архитекторы А.В.Анисимов, Ю.П.Гнедовский, Б.И.Таранцев.— 1970-е годы.
2. Физкультурный парад 6 июля 1939 г.