"Скрытая густой парковой зеленью вилла возникает неожиданно. И стоит войти через ворота внутрь, как начинаются "чары' Виньолы. Вдруг оказываешься в его власти, шаг за шагом постепенно раскрываются его удивительные, фантастические замыслы. Это действительно похоже на своеобразный рассказ, переданный языком архитектуры во времени и пространстве. Одно пространство сменяется другим, разные их уровни сообщаются галереями, открытыми лоджиями и лестницами. Впечатления сменяются, архитектурное пространство развивается, зрительно трансформируется, увлекая все дальше и дальше, открывая неожиданные ракурсы, вызывая постоянную взволнованность первооткрывателя,. И, наконец, внизу, куда приводят живописно изгибающиеся лестницы, и еще ниже уровня самого последнего дворика взору предстает грот, украшенный кариатидами, где словно замыкается круг творческих мыслей Виньолы, словно ставится последняя точка пространственной композиции в виде живой белой лилии, плавающей здесь в миниатюрном водоеме на дне колодца-грота. Дальше идти некуда, движение окончено, от шумного Рима сюда, через хитросплетение внутренних крытых и открытых пространств к этому уединению, где некогда в тишине, удалившись от мирских дел папа Юлий III мог погрузится в свои размышления..."
Творчество Виньолы в результате широкого распространения его трактата об архитектуре, который датируется большинством исследователей 1562—1563 гг., нередко представляется каноническим и консервативным. Изучая и сравнивая выдающиеся произведения архитектуры, Виньола стремился привести их к определенной ордерной системе. По его словам, он составил "маленькое руководство" для практического применения "для желающих научиться без особого труда понимать всю область искусства".1
Излагая некоторые принципы, заложенные в трактате "Правило пяти ордеров архитектуры", в обращении к читателям Виньола сообщает, что "даже скромно одаренный человек, но не совсем лишенный художественного вкуса, сможет, не особенно затрудняя себя чтением, с первого же взгляда все это усвоить и должным образом применить..."2
Однако одаренность, талант самого Виньолы мощно отражается в его архитектурных произведениях, среди которых особое место занимает вилла папы Юлия III в Риме, где Виньола не только блестяще продемонстрировал свободу в применении ордерной системы, но и полный отход от каких-либо жестких канонов. Правила не мешают ему свободно решать и общую композицию, и детали. Его архитектура лишена какой-либо скованности и сухости, он проявляет любовь к живописным и декоративным приемам.
Увлекаясь сложным пространственным построением криволинейного плана, своеобразием архитектурных форм в пространственной композиции, он проявляет виртуозное отношение к деталям, покрывает стены замысловатым декором, опирая их на арки и тонкие колонны. Он контрастно переплетает большой и малый ордер, малые и большие арки.
И все же, видя все это в натуре, убеждаемся, что сама основа этого крупного архитектурного произведения настолько ясна, и главная пространственно-планировочная тема настолько господствует, что детали почти ускользают от внимания, отодвигаются на второй план, уступая место восприятию общего крупного волевого объемно-пространственного решения.
В результате остается цельное и ясное впечатление.
Замысел виллы папы Юлия III раскрывает основную сущность архитектуры, заключающуюся в ее пространственном решении, в самой системе зрительного восприятия человека при его перемещении из пространства в пространство, в композиционно-информативном богатстве каждого из них.
Архитектурно-пространственная направленность этого произведения, стоящего на грани перехода от классицизма к барокко, позволяет отнести его к самым выдающимся произведениям Виньолы. Не случайно Вазари в своих сдержанных отзывах о трактате Виньолы проявляет заметно ревнивое отношение по поводу осуществления в натуре проекта виллы, который он даже приписывает себе3.
Однако нельзя не упомянуть и другое архитектурное произведение Виньолы, основанное на иных композиционных принципах, — знаменитую виллу-замок в Капрароле, построенную для кардинала А.Фарнезе недалеко от Витербо.
Их путевых записок:
"Замок возник близко и неожиданно. Отвесные скалы и подпорные стены скрывали его. Покрутившись по извилистому шоссе, автобус остановился прямо у подножья лестниц Капраролы. Это была новая "встреча с Джакомо Бароцци да Виньола.
Воинственно и грозно возвышался замок-крепость над живописной местностью, над небольшим бедным селением с узкими улицами с обветшалыми домами, покрытыми черепичными кровлями.
Серый цвет рустичной кладки и резных деталей фасадов сочетался с красно-кирпичной окраской гладкой поверхности стен, Мрачные высокие стены бастионов и легкий нежный ордер, опоясывающий верхние ярусы, олицетворяли образное сочетание крепости и загородной виллы.
Широкая торжественная лестница словно бы радушно приглашает подняться и войти в замок, на первый взгляд придавая зданию открытый, общественный характер.
Однако это обманчивое впечатление кажущейся доступности исчезает, когда убеждаешься, что великолепная лестница приводит к глубокому рву, окружающему пятиугольник замка. Лишь узкие перекидные мостики позволяют войти внутрь, Мосты опираются на внушительные опоры, имеющие классический профиль каблучка.
Внутри здания, связывая этажи, вьется лестница, ступени которой уложены на винтообразно извивающийся архитрав, «а-груженный сводами и поддерживаемый спаренным ордером. Ступеньки сделаны из камня и красного кирпича, а своды и стены покрыты росписью.
Круглый двор обладает магическим свойством — о« очаровывает, становясь предметом созерцания. Таково влияние геометрически четкой цилиндрической формы, образованной повторяющейся темой арок двухъярусной галереи. Двор похож на зал под открытым небом. Поверхность двора вымощена красным кирпичом, уложенным как паркет в елку" с белокаменными лучами-дорожками, радиально расходящимися от центра, где вставлено каменное изображение солнца в виде огромной маски, служащей устройством для стока дождевой воды, — деталь, которая остроумно подчеркивает центричность общей объемно-пространственной композиции.
Фасад замка со стороны скалистых отрогов обращен в цветущий сад, в который, выйдя из замка, можно попасть, вновь перейдя через ров. Окруженный скалами и скрытый за суровой каменной оградой, он выглядит сказочным. Зелеными шатрами раскинулись пинии. Как во времена кардинала Александра Фарнезе, для которого был построен этот замок-крепость в изоляции от мира, здесь царят тишина и покой, внизу за крутой пропастью распласталась обширная низменность.
Сквозные арки служат прекрасным обрамлением открывающегося ландшафта с синеющим тонким силуэтом далеких гор. Точь в точь — излюбленный мотив фонов живописных портретов мастеров итальянского Возрождения. Еще кудрявятся от яркой зелени склоны гор и только убранные поля и возделанные пашни цвета жженой охры говорят о конце лета.
Внизу на ступенях лестницы не спеша, с олимпийским спокойствием раскуривают свои трубки мудрые старики в широкополых шляпах. Их внуки, полные любопытства, тянут тонкие детские ручки, принимая значки и мелкие монетки..."
Капрарола служит примером в линии развития архитектуры при организации замкнутого центричного пространства. Изоляцию внутреннего пространства от окружающей городской среды можно видеть и в вилле папы Юлия, но она является примером традиционного развития осевой многоплановой архитектурно-пространственной системы.
В своем многообразном творчестве Виньола блестяще продемонстрировал совершенно противоположные композиционные приемы.
Примечания
1. Виньола Дж.Б. Правило пяти ордеров архитектуры. — М., 1939. — С. 17—18.
2. Там же.
3. Виньола Дж.Б. Указ. соч., с. 63.